Главная » Статьи » Разное - Морская тематика |
В разделе материалов: 46 Показано материалов: 31-40 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Как и чем занять себя в отпуске, кроме решения бытовых проблем. Этот вопрос будоражит умы, не всех, но многих морских тружеников. На судне строгий режим дня: работа, вахта, сон. По приезду домой моряка со временем начинает одолевать жажда деятельности. И вот эта жажда толкает многих на поиск приработка на берегу. Конечно, ничегонеделание также необходимо, но в меру – ведь от излишнего лежания на диване, известно, что бывает. Так чем же занять моряку на берегу в отпуске. Рассмотрим несколько вариантов. Первое, и на первый взгляд, наиболее легкое – это заниматься извозом, «кастрюлить», как говорят в Одессе. Вариант актуален, естественно, при наличии собственного авто. То есть работать, когда есть время и желание, а не когда «дядя» скажет. Пару лет назад один мой знакомый, поработав боцманом, купил себе подержанную «Ауди-80» и начал заниматься частным извозом у нас в микрорайоне. И так его это дело увлекло, что позабыл он про свою основную работу и километры асфальта стали ему милее синего моря и белых пароходов. Так и развозит подвыпившую молодежь по кабакам туда и обратно. Но этот случай скорее исключение. |
Штурман – это человек, который 6 лет проучился в академии для того, чтобы потом у него было время на вахтах подумать где бы пристроиться на берегу на такую же зарплату. Вообще штурман – это не человек. Штурман – это сверхчеловек. Во-первых – у него невероятно развито боковое зрение и внимательность. Нет, не потому что оно должно так быть, а потому что ничегонеделание на рабочем месте развивает именно эти качества, направленные на определение признаков приближения капитана. А быть настигнутым врасплох капитаном для штурмана – это признак непрофессионализма. Во-вторых – он знает секретные, передающиеся из одного штурманского поколения в другое позы засыпания в кресле и методы сна с открытыми глазами, чтобы создавался эффект несения вахты. В-третьих – штурман по своей природе очень любопытное существо. Когда оно не спит на вахте, оно начинает изучать окружающий его мир и предметы. Всё в округе начиная от содержимого собственных карманов и заканчивая матросом, стоящим с ним вахту, страдает от его любопытства. И именно это его любопытство отличает его от других представителей приматов. В конце-концов вот так вот что-то исследуя, изучая, ковыряясь он может быть изобретёт, к примеру, отбеливающий зубы кофе, смешав кофе и хлорку, или вечный леденец, залив обычный леденец клеем, что без сомнения поможет многодетным малоимущим семьям. |
Материал в продолжение к предыдущему посту. Теперь рассказ о страшных помощниках и о самом главном человеке на судне. Начну со старшего помощника. Рейс для старпома на контейнеровозе, да и в принципе, на любом типе судна делится на две части – отдых на переходе и отдых в порту. В первом случае – опыта у старпома уже достаточно чтобы не просыпаться на вахту. Точнее всё что ему нужно – это переместить свое бренное тело из кровати в навигационное кресло, приопустить спинку кресла, устроится поудобнее и продолжать смотреть поставленный на паузу сон про мягкие пушистые контейнера, бегающие по зелёной лужайке под голубым безоблачным небом и сияющим солнышком. И лишь изредка приоткрывать глаз чтобы посмотреть что происходит вокруг. Если старпом вдруг застаётся в таком состоянии капитаном, то у него всегда есть готовое оправдание – «я упал в голодный обморок», в таком случае заботливый капитан искренне жалеет старпома, отпускает его c вахты покушать, отдыхать и набираться сил в каюте, а сам стоит за него вахту. Если старпому вдруг на вахте не спалось, и вахта была очень скучная, это значит, что у боцмана с матросами наверняка появится на завтра новая работа. В старпоме от скуки просыпается писатель-фантаст. Порой он как придумает какую то работу матросам, так сам потом думает… «и чё это вдруг…». Например, причесать швартовные концы, перенести что-то очень тяжёлое с одного места на другое, а потом вернуть обратно, потому что всё таки тут этому тяжелому что-то гораздо лучше; помыть палубу во время дождя; ну а если ничего не придумывается, то всегда есть запасной вариант – что-то покрасить, ну уже в самом крайнем случае стереть и перекрасить заново. |
Механик – личность загадочная. Это человек, который весь день постоянно что то разбирает, крутит, сверлит, матюкается, вечно испачкан маслом, но при этом считает свою профессию самой лучшей и убеждён что настоящий моряк должен хоть раз в своей жизни разобрать какую то исправно работающую большую штуку, выпачкаться в ней, потом собрать её обратно так, чтобы не осталось лишних деталей. А если эта штука после этого будет работать, то механик возводится своими коллегами в ранг святых и пользуется большими почестями. Но пока что истории человечества ещё не известен не один святой механик… Пиво в работе механиков играет очень важную роль. Штурмана конечно тоже любят пиво, но так как его любят механики, его не любит никто. Пиво является частью механического образа, его музой, стимулом, который утром толкает его на работу (чтобы заработать на пиво). Так же, как нельзя представить шаурму без капусты или водителя маршрутки без мочалки для мелочи, так же нельзя представить и механика без пива. Пиво заменяет механику молоко на завтрак, «первое» на обед и десерт на ужин, и всё же он с нетерпением ждёт вечера чтобы после ужина можно было наконец то «попить пивкa». Механик, который не пьёт или не любит пиво по словам своих коллег «або больной, або падлюка», поэтому он вызывает у своих коллег опаску и подозрения. Ведь хуже непьющего механика есть только бухой вахтенный штурман. |
Сегодня наш филиппинский боцман пришел к выводу, что он чрезмерно много работает. Практически трудится на судне только он и главный двигатель, а телодвижения всего остального экипажа – это пустая фикция, замыливание глаз ему (боцману) и командиру нашего суперкрейсера. Работает, мол, как негр на урановых рудниках, без сна и отдыха, а ни тебе повышения оклада, ни теплых слов. Данная инсинуация подтолкнула меня на написание материала по поводу непосредственно организации рабочего дня на судне. Кто, сколько работает, за что получает жалованье и почему так, а не иначе. Не буду тут приводить абзацы из международных кодексов и конвенций относительно нормирования рабочих часов и отдыха людей в море. Это архискучное занятие. Много веселее рассказать из личного опыта о трудовых подвигах тружеников морей. Как это не звучит ужасающе, но работа на торговом судне не заканчивается никогда. Обязательно если одни отдыхают, то другие преодолевают трудности и наоборот. Данная система имеет короткое, но очень емкое название – вахта.
Рабочий день в море начинается, как и положено, с завтрака и перекура. В 8 часов утра боцман, после предварительной аудиенции у старшего помощника, воодушевленный новыми свершениями делится услышанным с опричниками – матросами и кадетами. Распределяет работу на день – каждому по умению, но всем по справедливости. Кому убирать судовые помещения, кому красить, а кому брать в руки кирку и вперед на борьбу со ржавчиной. Во власти боцмана устанавливать темп работы. То есть если работа не срочная и существует предпосылки делать работу долго или очень долго, то грех не воспользоваться такой возможностью. На судне торопиться некуда – ведь как гласит старая морская поговорка «Быстро только мухи женятся». Да и излишняя инициатива на судне наказуема. Известный факт.
|
Торговое судно – это отличный образец строгого распорядка дня. Работа, отдых, питание, развлечения – все по графику. Вспомните, как в босоногом пионерском детстве учителя нам твердили, что режим дня – это неимоверно важная штука, необходимо уметь планировать свой рабочий день и отдых, иначе не видать вам простого житейского счастья. Педагоги отчасти оказались правы, работа есть, отдых пунктиром, но бывает, а вот счастье… Хотя, у каждого человека свои представления о счастье :). На первых порах, когда моряк приезжает на работу, вливается в коллектив, его организму нелегко отвыкнуть от домашних пельменей с разливным пивом и перестроиться под судовой распорядок работы и отдыха. Все происходит постепенно. Через некоторое время акклиматизация завершается, организм в тонусе работает как швейцарские часы и обнаруживается, что помимо рабочих будней и крепкого мужского сна, остается еще и небольшое, но свободное время, которое надо чем-то заполнить. Глупо просто лежать и глядеть в подволок, ожидая, что тебе однажды позвонят в каюту и пригласят к трапу самолета, ознаменовав этим самым окончание контракта. Разумнее провести свободное время с толком для души и тела. Как убить время на судне? Об этом мой рассказ. |
Расскажу, что за контингент на нашем судне работает. Экипаж – пятнадцать человек. Все не первый раз бороздят просторы, как говорится – «весь зад в ракушках и душа надорвана», отпетые мореманы, иначе и не скажешь. Представители шести национальностей собрались вместе на борту, чтобы немножко поработать. Гватемалец, русские механики и украинские штурмана, латвиец-электришен, португалец и филиппинская мафия во главе с полуглухим боцманом. Перемешанный экипаж совершенно разными людьми как по мировоззрению, культуре так и по возрасту. Судно, как уже не однократно упоминалось, это место где даже переборки стеклянные, то есть все у всех на виду. Не проходит и недели, как ты понимаешь ху из ху и чего ждать от сослуживца. С некоторыми людьми складываются хорошие отношения, а с некоторыми не очень. Обычная ситуация в металлической коробке. Как жить на судне, чтобы было более-менее комфортно для психики? Можно бороться, переделывать людей «под себя». Или наоборот, замкнуться в себе, и тянуть свою лямку, ни с кем не общаясь. Однако рецепт очень прост – надо относиться к человеку так, как будто ты видишь его впервые. Если ты не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней и все будет зер гуд. |
Продолжение статьи "Как уйти в первый рейс" Я всегда знал, что мир не без добрых людей. Они существуют, надо только знать к кому обратиться. Свой первый контракт я подписал в одной крюинговом агентстве, которое дало путевку в море многим начинающим мореманам. После месячных безрезультатных поисков возможности уйти в первый рейс, мне всё-таки позвонили с очень заманчивым предложением. Срочно требовался матрос с мало-мальским знанием английского языка для работы на солнечном острове Мальта. Единственное «но» – необходимо было пообщаться с «самым главным» мальтийцем по телефону для полного моего счастья. А этот товарищ уж очень щепетилен в кадровом вопросе и уже забраковал пять кандидатов на эту должность. Суровый дядя, по-видимому. Признаюсь, это был мой первый разговор с иностранным гражданином. Причем этот самый главный морской начальник вдобавок к своему непонятному мне мальтийскому акценту еще и отменно картавил как Изя Шниперсон. Опуская подробности диалога о погоде, прошлых морских достижениях и моих сказочных перспективах, скажу что свершилось – я получил путевку в морскую жизнь. |
Расскажу о должностях на судах торгового флота. Существует много должностей хороших и разных. Механики и штурмана, электрики и матросы. Всем работы хватает, а особенно сейчас, когда на большинство торговых судов сокращенные экипажи. Сокращенный — читай необходимый минимум экипажа для нормальной работы судна. А какое количество матросов, штурманов и механиков должно быть на каждом судне? Откуда судовладельцу знать, сколько необходимо? Существует такой специальный документ. Называется Minimum Safe Manning. Этот сертификат определяющий, какое минимальное количество экипажа должно быть на судне для безопасного его эксплуатирования, согласно правилам государства флага. |