Среда, 19.12.2018, 10:26
Приветствую Вас, Гость | RSS
ФОРУМЫ
Основное
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
МОРЯКУ
МОРЯЧКЕ
Форма входа

СТАТИСТИКА
Главная » Статьи » Разное - Морская тематика » Работа в море

Почему вместо запчастей привезли кофе со сливками?
Я работаю по контрактам на судах иностранных компаний уже более десяти лет. Хорошо помню первый контракт, поскольку сильными были впечатления от смены обстановки. Весь комсостав, включая повара и боцмана, были греки, среди которых и пришлось жить в течение шести месяцев. С первых минут общения с этими людьми бросились в глаза их свободная, независимая манера общения и непринужденность обстановки на судне. Тогда же я обратил внимание, что с самого начала их привлекло что-то в нашем поведении, что-то такое, что было нашим минусом и что мешало нам быть полноценными, что ли среди них. Некоторое время они присматривались к нам (нас было двое русских в экипаже), но, очень скоро, начали относиться к нам как к бесправным крепостным.

Во время стоянок в портах, на судно приходили люди различных национальностей и должностей. Они общались с нашими греками на равных, придерживаясь каких то общепринятых правил поведения, которые позволяли им понимать друг друга на бессознательном уровне. Что же объединяло их всех - представителей разных культур и религий и превращало нас в людей, к которым относились, в лучшем случае, с сочувствием. Я так и не разгадал тогда эту загадку, и все шесть месяцев контракта мы прожили обособленно от греческой части экипажа. Я подразумеваю здесь духовную обособленность. На физическом уровне все было нормально – мы не только исправно посещали массовые мероприятия, но и работу свою мы делали неплохо.

Если на первом судне нас было двое, то во время последующих контрактов мне пришлось жить и работать в экипажах, где не с кем было словечком перемолвится на родном языке. На первых порах языковой барьер служил препятствием нормальному общению, а со временем выработалась привычка – по возможности меньше говорить и больше наблюдать и слушать. Благодаря этой хорошей привычке я постепенно начал все больше и больше понимать тех, с кем приходилось жить и работать. В ответ на понимание я начал чувствовать их расположение к себе и доверие. Постепенно мы становились друзьями.

В первые годы работы по контрактам на судах иностранных компаний, при виде русского судна, воображение рисовало идиллические картинки. Я представлял себе: как профессионалы высочайшего класса (так на закате помполитовской эры писали малотиражки издаваемые при пароходствах) умело обслуживают и ремонтируют механизмы; доброжелательную атмосферу, которая царит в экипаже; наваристый борщ на обед и т.д. и т.д. и т.д.

И вот однажды, через 4-5 лет работы по контрактам, судьба предоставила случай - мне предложили работу в русском экипаже. Поскольку обещанная зарплата была существенно выше той, которую я получал ранее, то согласился не раздумывая.

На судно мы приехали экипажем в полном составе и в течение дня заменили наших предшественников. Первое впечатление по прибытии – общий вид палубы и машинного отделения был неплохой, а вот внутренние помещения надстройки в том числе и жилые выглядели просто убого. Наличие расходных материалов, продуктов питания, ЗИП было на критическом минимуме. Украдено было практически все, что могло пригодиться дома и было не тяжело везти – кисточки, изолента, канцелярия, мелкий инструмент. Даже трудно представить, что было вывезено в чемоданах уехавшего экипажа. Ограничение веса перевозимого багажа на самолетах спасло судно от полного разграбления. Известны случаи когда народ тащил стиральный порошок, моторное масло для машины, сломанную судовую аудио-видео технику и т.д. Все это тащилось в аэропорт, а когда заставляли доплачивать за перевес, то заботливо упакованное добро оставлялось тут же в аэропорту. Представьте картину как анти террористическая группа одного из зарубежных аэропортов вместо искомой бомбы обнаруживает в запечатанной коробке пачки стирального порошка и мыла заботливо переложенные кисточками и изолентой.

Спустя несколько дней после начала контракта судно пришло в портовый город, где я живу. За те несколько дней, которые предшествовали заходу в порт, ничего особенного не произошло - люди только еще привыкали друг к другу, но как сильно было необъяснимое желание позвонить в агентство и попросить замену, тем более что случай был подходящий для этого – стоянка в порту предполагалась не менее недели.

Последующие 5 месяцев контракта стали настоящей школой, по окончании которой я сдал экзамен – я нашел ответ на вопрос, который мучил меня на протяжении нескольких лет.

На том судне я успешно справился со своими служебными обязанностями, и никого не подвел, а некоторое время спустя меня приглашали вернуться. Пишу это для того, что бы показать, что на физическом уровне все было нормально, но на уровне бессознательного между теми людьми и мной была стена отчуждения; незаметно для себя я оказался на другой стороне.

Так чем же отличались мы с приятелем в том далеком 1991 году от греков? Ответ на этот интригующий вопрос банально прост. Мы были слишком разными и разница между нами и греками была такой же, какой она была между свободными людьми и рабами во времена древней истории.

Первое, что режет глаз на судне возглавляемом капитаном взращенным Советской системой (имеется в виду СССР) – это убогость питания. Происходит удивительная метаморфоза – продукты питания сразу же куда-то исчезают, и начинается жесткая экономия. Камбуз немедленно закрывается на замок, не говоря уже об артелке. Но раньше продуктов исчезает кофе, запас которого, как выясняется, остался только для лоцманов и на представительские цели. Прямо как во времена развитого социализма. Следующее радикальное изменение – это забываются выходные и праздники. Такое понятие, как сверхурочные часы работы приобретает новое толкование в стиле а-ля Павка Корчагин. Нормальная жизнь медленно день за днем превращается в борьбу. Хотелось бы упомянуть здесь и хроническое отсутствие запасных частей и инструментов.

Получая зарплату в тысячи долларов и распоряжаясь судьбами пары десятков членов экипажа вверенного им судна эти люди продают душу за тридцать серебренников. Часто причиной отсутствия элементарных вещей на судне является не копеечное воровство, а вопиющая некомпетентность как в профессиональном плане, так и в неумении общаться с представителями офиса компании.

Унижение человеческого достоинства – это норма нашей жизни. Мы настолько привыкли к этому, что даже не задумываемся о том, есть ли какая то связь между заходом судна в российский порт, приездом жены капитана на джипе, и началом кофейной экономии.

Насколько должен человек презирать окружающих, что бы даже не заботиться о том, что о нем подумают. Хотя, нужно отдать должное, заботятся - следующим ходом в цепи событий будет естественным желание узнать, в целях собственной безопасности, о настроениях в экипаже. Желающих донести на ближнего своего всегда хватает. С этого момента весь экипаж попадает во власть непорядочного человека – стукача, поскольку тот подает информацию, так как считает нужным.

Поскольку любой член экипажа может быть списан по надуманному поводу, в воздухе витает страх, а на судне возникает склока. Экипаж делится на группки, собирающиеся на тайные вечери за закрытыми дверьми кают с притушенным светом. У каждого одна цель - спокойно дотянуть до конца контракта, получить свои деньги и свалить. В таких условиях человек теряет свое достоинство и превращается в куклу-марионетку.

Иногда у человека сдают нервы и тогда он оказывается один на один против своры послушных исполнителей " хозяина ". В такой ситуации может произойти все что угодно. Был случай, когда для того чтобы расправиться с неугодным вторым помощником, матросы во время погрузки балкера давали ему неверные замеры балластных танков. В результате осадка судна получилась больше допустимого для захода в порт выгрузки. Часть груза пришлось выгружать в другом порту. Компания потерпела большие убытки, а второй помощник капитана был списан не смотря на то что на западном флоте за погрузку судна всецело отвечает старший помощник.

Уже на другом судне, где я был один русскоговорящий в экипаже, мы зашли в Венесуэльский порт. Венесуэлец, который по долгу работы часто бывает на судах, спросил меня: " Почему, когда в экипаже небольшое число выходцев из республик бывшего СССР, то они веселые добрейшие люди, а если экипаж полностью русскоязычный, то все ходят хмурые и подавленные?" Что я мог ответить ему? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности и поиски нужно начинать с корней - нашей истории. Возможно с того, что на протяжении более двух сот лет дикие монгольские кочевники решали, кто из русских князей станет царем, а кому быть казненным. В связи с этим уместно вспомнить и Великого князя Иоанна Даниловича (Калита), который опередил по дороге в Орду своего Тверского родственничка, одарил подарками хана и оговором получил право на престол, а Тверского князя, тем самым, приговорил к смерти. А откуда взялось откровенное угодничество перед любым иностранцем и презрительное: " Подумаешь, барин выискался" - для себе подобных.… Вот и я о том же. Ведь не барин же – моряк и без кофе перебьется, и поработает лишнего без оплаты, а будет много разговаривать, используют как " туалетную бумагу " и поминай как звали. Пускай потом доказывает, что не верблюд.

Как-то раз довелось мне обедать в компании русского капитана и представителя фирмы фрахтователя из Нью Йоркского офиса. Прежде, чем продолжить рассказ, отмечу, что вдобавок к хорошей традиции всегда иметь на обеденном столе соль, перец и горчицу, во многих европейских странах и Северной Америке принято, что бы в непосредственной близости от обедающих находились с десяток бутылочек и пузырьков с различными соусами, приправами и кетчупами с различными вкусовыми добавками. Обыкновенной горчицы, кстати, ставится на стол, как минимум, два сорта – английская, французская, а в Северной Америке еще и горчица с медом. Так вот, обедаем мы себе молча за столом, покрытым несвежей скатертью, старательно пережевывая что – то без названия, как капитан решил толи разрядить неловкость затянувшегося молчания, толи захотелось побыть светским львом и показать свою хлебосольную натуру. В общем, он берет стоящую на столе в гордом одиночестве бутылку кетчупа и, протягивая ее американцу, молвит на невнятном английском языке буквально следующее: " Не хотите ли кетчупа? Некоторым людям нравится". Когда я услышал это, мне нестерпимо захотелось хохотать. Я смотрел в тарелку и с трудом сдерживал смех, признаки которого не возможно было убрать с лица. Еще, мне нестерпимо захотелось увидеть реакцию американца. Он, в сою очередь, в ответ на мое поднятие головы посмотрел на меня и наши взгляды на мгновение встретились. На его лице можно было видеть страдания вызванные окружающим его идиотизмом и легкую благодарность за то, что здесь, в стране-зазеркалье, где он чувствует себя как инопланетянин, хоть кто-то дает ему понять, что он не совсем одинок.

Вместо эпилога.

Наше судно работало в Африке регулярно делая заход в порт, где хорошо налажены контейнерные перевозки. Поскольку рейс затягивался, в офисе компании созрела мысль прислать снабжение контейнером. На судне были составлены детальные заявки на снабжение. В то время когда заявки обрабатывались в офисе компании, пришло известие, что скоро судно пойдет в родной порт. Компания, естественно, попросила урезать заявку до минимума и оставить в ней только самое необходимое, без чего нельзя обойтись. В скором времени контейнер был доставлен из Канады на судно. Столь необходимые для машины фильтры, прокладки, пара насосов и прочее нужное снабжение терялись среди коробок с питьевой водой, расфасованной в пол-литровые пластиковые бутылки. Так же там был кофе и сливки для приготовления кофе. Заметьте, что запас питьевой воды в бутылках на судне был вполне достаточный для двух недельного перехода, однако та вода была расфасована в двух литровые бутылки, которые неудобны для индивидуального пользования. Идея переливать воду из больших бутылок в маленькие не возникла ни у кого кроме меня. Как эта идея пришла мне в голову, так же и ушла... Хорошо когда можно просто жить не устраивая суету по мелочам.

Автор : Геннадий Васильев.

Судовой электромеханик.

http://www.moryak.biz

Категория: Работа в море | Добавил: Люлека (26.08.2012)
Просмотров: 373 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЫ В КОНТАКТЕ
МЫ В ОДНОКЛАССНИК.
Поиск судна
Наши песни
ПОГОДА
ВХОД В СОЦ.СЕТИ
Поиск
Добро пожаловать на форум
Конструктор сайтов - uCoz