Вторник, 26.11.2024, 20:16
Приветствую Вас, Гость | RSS
ФОРУМЫ
Основное
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
МОРЯКУ
МОРЯЧКЕ
Форма входа

СТАТИСТИКА
Главная » Статьи » Палуба, мостик » Навигация

То, что вы не знали про компасы
 Эту тему, мне бы хотелось посвятить некоторым тонкостям работы с навигационным оборудованием, которые начинаешь хорошо и ясно понимать только с опытом. Сколько не слушай об этом в аудитории учебного заведения, понимание нюансов приходит к нам только тогда, когда мы сами все пощупаем, попробуем и столкнемся с какими-либо проблемами или неисправностями. А их даже на самых современных Hi-Tech судах хватает с головой.


И первой среди всех других я затрону тему курсо-указателей или компасов.

Компасы, измерение курсов и пеленгов

В основном на любом судне существует три прибора для определения курса судна: главный компас (он же магнитный), путевой компас (он же гиро) и GPS.

Почему менее точный магнитный компас называется «главным»? Потому что он имеет одно очень важное свойство – независимость от источника электропитания, точнее оно ему не нужно. Магнитный компас продолжает работать в любых условиях. Кроме того, согласно конвенции SOLAS, главе V, правилу 19 пункт 2.2.1 все пассажирские суда и суда вместимостью более 150 р.т. должны иметь запасной магнитный компас, взаимозаменяемый с главным. Гирокомпас на судах, в основном, не дублируется.

Гиро и магнитный компасы позволяют измерить HDG (heading), то есть курс судна, в то время как GPS дает нам информацию о направлении перемещения точки установки антенны относительно грунта или ее COG (course over ground) – путевой угол. Разность COG и HDG дает нам суммарный угол дрейфа.

Гирокомпас (ГК) и репитеры для пеленгования, как правило, должны устанавливаться строго параллельно диаметральной плоскости (ДП). Однако это не касается гирокомпасов с электронным блоком управления и цифровых репитеров (курс, на которых отображается в виде числа). На гирокомпасах с электронным управлением ориентация по ДП судна задается в виде референц курса, который необходимо определять при установке компаса непосредственно на судне. Референц курс равен сумме курса судна и угла отклонения ГК от ДП.

Таким образом, неправильное определение референц курса при установке может привести к наличию систематической ошибки в показаниях гирокомпаса с электронным блоком управления.

Отклонение прибора гирокомпаса от ДП вызывает соответствующую систематическую ошибку в показаниях гирокомпаса и репитеров. При этом если и репитер для пеленгования установлен не параллельно ДП то его отклонение суммируется с отклонением ГК (это не относится к цифровым репитерам).

Очень наглядно это было видно, когда специалист, приехавший на борт выполнять периодический сервис нашего ГК, открутил болты, которыми гирокомпас крепился к палубе и начал его вращать – курс на гирокомпасе тоже изменялся.

На одном из судов, на которых я работал, репитер для пеленгования был не закреплен и свободно вращался. Его использовали для определения поправок гирокомпаса… Понадобилось некоторое время, чтобы убедить руководство, что это совершенно неверно (когда вы поворачиваете репитер для пеленгования, появляется угол между основным компасом и репитером, и если вы возьмете пеленг на объект с основного компаса и с повернутого на ориентир репитера, у вас получиться ошибка равная курсовому углу с судна на ориентир).

Кроме того, значительные погрешности случайного характера возникают в гирокомпасах при отсутствии учета скоростной и широтной девиации. Скоростная девиация пропорциональна скорости судна, а широтная – обратно пропорциональна косинусу широты. Их конкретные величины зачастую зависят от модели гирокомпаса.

В ряде современных гирокомпасов существует функция автоматического задания широты и скорости на цифровой блок коррекции ГК, что является наиболее надежным способом устранения указанных погрешностей. Однако при выходе из строя лага или GPS приемника, могут соответственно возникнуть и ошибки в показаниях гирокомпаса.

Так на одном из судов была установлена погрешность гирокомпаса равная 2°. Проверили настройки, оказалось, что коррекция по широте была переведена в ручной режим, при изменении широты появилась и погрешность ГК. После перевода широтной коррекции в автоматический режим погрешность была устранена.

Кроме всего прочего, на точность измерений пеленга по ГК влияют рыскание и качка судна, а также его инерционность, связанная с колебаниями ГК после совершения маневра.

Устранение систематической погрешности гирокомпаса. !!!Перед устранением систематической погрешности ГК проверьте задана ли у вас автоматическая коррекция курса по скорости и широте!!! В судовых условиях без вмешательства специалистов по обслуживанию систематическую погрешность гирокомпаса с электронным блоком управления можно устранить путем изменения референц курса (как это сделать, можно найти в installation manual для гирокомпаса). Многие гирокомпасы (например, фирм Sperry или SGBrown «Meridian Surveyor») в месте крепления болтов у основания имеют дугообразные отверстия. То есть, отдав болты, гирокомпас можно повернуть на угол до 5° и, таким образом, устранить систематическую погрешность.

Не забывайте, что гирокомпасы, как и другие приборы, подлежат периодическому обслуживанию береговыми специалистами, которое нужно своевременно запрашивать.

Кроме того, если вы выключили, а затем через определенное время включили гирокомпас, ему нужно некоторое время, чтобы прийти в меридиан (45 и более минут, в зависимости от модели), что можно отслеживать по курсографу.

Погрешность магнитного компаса (МК) складывается из девиации (воздействия магнитного поля судна) и склонения (воздействия магнитного поля земли). Однако при измерении пеленгов и курсов по магнитному компасу следует учитывать следующее:

- магнитный компас сильно подвержен влиянию качки судна. Колебания компасных курсов при качке могут быть на 2-3° больше истинной амплитуды рыскания.

- девиация магнитного компаса не всегда соответствует указанной в таблице девиации. Это связано с тем, что количество металла на судне может меняться, что в свою очередь связано с характером перевозимого груза. В этом случае наиболее точными значениями девиации являются – полученные в результате определения поправки компаса с данным грузом на борту.

- Часто девиация производится на судне без привлечения берегового сервиса методом copy-paste. То есть на старой таблице девиации меняется дата, распечатывается и вывешивается, соответственно можно судить и о точности такой таблицы.

Не забывайте следить за уровнем поддерживающей жидкости в магнитном компасе. В котелке компаса не должно быть воздуха. Однако не стоит заливать в котелок этиловый спирт! Зачастую в качестве поддерживающих жидкостей используются растворы различного химического состава и разной плотности, поэтому необходимо точно установить, какой раствор используется в вашей модели магнитного компаса.

При снятии пеленга (особенно в условиях бортовой качки) репитер для пеленгования ГК или картушка МК должны быть параллельны горизонту, в противном случае, взятый пеленг нужно исправлять с учетом угла крена судна в заданный момент времени, что практически сделать затруднительно.

Кроме того при наличии хода судна пеленг на ориентир может достаточно быстро изменятся (это зависит как от дистанции, так и от направления на ориентир). Наиболее быстро пеленг изменяется при прохождении ориентира на курсовых углах близких к траверзу.

Пеленговать солнце в дневное время можно с помощью специально встроенного в пеленгатор зеркальца. При этом отраженный на картушке репитера луч солнца покажет вам соответствующий пеленг.


Автор: Александр Пипченко


Источник: http://key4mate.com.ua
Категория: Навигация | Добавил: Люлека (25.08.2012)
Просмотров: 2450 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЫ В КОНТАКТЕ
МЫ В ОДНОКЛАССНИК.
Поиск судна
Наши песни
ПОГОДА
ВХОД В СОЦ.СЕТИ
Поиск
Добро пожаловать на форум
Конструктор сайтов - uCoz