Главная » Статьи » Палуба, мостик » Навигация |
При воздействии на судно ветра фактическое направление движения судна относительно воды происходит по путевому углу ПУα при дрейфе. При ветре в левый борт линия пути судна смещается вправо, в этом случае угол дрейфа α имеет знак плюс, при смещении судна влево (ветер в правый борт) - минус. Пройденное по лагу расстояние Sл откладывается по линии пути, так как лаг при α < 10° дрейф учитывает. Если же α >10°, то по линии пути откладывается расстояние: S = Sл sec α При обратной задаче, когда требуется рассчитать ГКК, направление ПУ снимают с карты, после чего : ГКК = ПУα - α - ΔГК Для нахождения счислимой точки в момент траверза ориентира следует рассчитать ИП = ИК ± 90° и линию пеленга провести до пересечения с линией пути. Прямая задача. Известны ИК, vл (vоб), направление ветра Км и угол дрейфа α. Неизвестен ПУα. Решение: Рассчитать ПУα = ИК ± αл/бпр/б , проложить линию ПУα от исходной точки счисления; Вдоль линии ПУα отложить Sл или Sоб. Обратная задача. Известны ПУα , vл (vоб), Км , α. Неизвестен ИК. Связь между ИК, ПУα и α следующая: ПУα = ИК ± αл/бпр/б ; Соединив серию из трёх или четырёх обсерваций, полученных достаточно точными методами, на карте получают линию пути, откуда определяют величину угла α= ПУα - ИК При наличии угла дрейфа рассчитывается и прокладывается на карте: ПУα = ГКК + ΔГК + α Решение: Проложить линию ПУα и вдоль неё отложить Sл или Sоб; Рассчитать ИК = ПУα ± αл/бпр/б , затем ККм.к. (ГКК) и задать последний рулевому. Элементами течения является КT - направление течения (считают, что течение направлено из компаса) и Vт- скорость течения. Данные о течении получают из пособий или с морских карт. Графическое решение задачи по учёту течения, производится обычно на навигационной карте, состоит в построении навигационного треугольника или треугольника скоростей, сторонами которого являются вектор Vл скорости судна относительно воды, направленный по линии истинного курса, вектор Vт скорости течения по его направлению Кт и вектор V истинной скорости судна, направленный по линии пути. Угол β, заключённый между линиями истинного курса и пути, называется углом сноса; он считается положительным, если ПУβ > ИК, и отрицательным, если ПУβ < ИК. Для ведения счисления необходимо знать угол β и истинную скорость V. Тогда ПУβ = ИК + β ; Плавание S= Vt может быть вычислено или снято с карты. Следует различать 2 варианта задач. Прямая задача. Задан ИК, требуется найти β и V. Из начальной точки учёта течения по линии ИК отложить вектор скорости судна Vл. Из конца вектора Vл проложить Кт и на нём отложить скорость течения Vт. Соединив начальную точку Vл с концом вектора течения Vт, получим направление движения ПУβ и путевую скорость V. Обратная задача. Намечаем точку F , в которую должно прийти судно; соединив её с начальной точкой О, получим линию ПУβ. Из точки О отложить вектор скорости течения Vт, из его конца радиусом, равным скорости судна по лагу Vл, сделать засечку на линии пути. С помощью параллельной линейки перенести вектор V в точку О и получить значение ИК. Для получения счислимой точки необходимо рассчитать Sл = рол × Кл и отложить плавание на линии истинного курса, а затем полученную точку перенести на линию пути ПУβ по направлению течения. Счисление при плавании на течении Учёт течения Совместный учёт дрейфа и сноса течением
Прямая задача графического счисления пути судна с учётом дрейфа и течения (Обратная задача). http://seaman-sea.ru | |
Просмотров: 819 | Рейтинг: 0.0/0 |