Главная » Статьи » Палуба, мостик » Навигация |
Каждый судоводитель, как в древности, так и в настоящее высокотехнологичное время, оказавшись в открытом море вне видимости берегов, прежде всего желает знать, в каком направлении перемещается его судно. Незаменимый навигационный прибор, по которому можно вычислить курс судна – это магнитный компАс. Ученые-историки в результате продолжительных исследований выяснили, что еще около трех тысяч лет назад существовал аналог современного компаса – магнитная игла. В те времена взаимоотношения между населением разных стран были не столь активны, из-за чего только по истечении нескольких веков, это чудесное изобретение – указатель направления, появилось на Средиземноморском побережье. Таким образом, компас древнего образца появился в Европе приблизительно в II тысячелетии н.э. и только потом получил распространения на других землях. Постовой: Решили открыть фирму? Нужна консультация? Детали о регистрации ип под ключ. Обращайтесь к профессионалам. Попав в Европу, прибор прошел множество усовершенствований и получил название, которое носит до сих пор. Роль компаса в развитии человечества огромна. Только «магнитная игла» сумела вселить в людей уверенность в безопасности на «большой воде». Моряки наконец-то преодолели страх перед просторами океана, зная, что в любом случае, смогут отыскать путь домой. Ни одно географическое открытие не случилось бы, не появись в мире это уникальное изобретение. К сожалению, в истории не сохранилось имя того гениального человека, что смог придумать и явить миру прототип компаса. Ученые так же не смогли точно установить страну, в которой этот прибор был зарегистрирован впервые. Хотя существует немало мнений на этот счет. Одни считают, что на уникальное свойство магнитов останавливаться в области магнитного меридиана первыми обратили внимание финикийцы. Другие склонны верить, что первооткрывателями были китайцы, третьи утверждают, что это были арабы. Существует даже теория о том, что изобретение магнитного компаса принадлежит французам, норманнам, итальянцам, а некоторые упрямо доказывают, что создатели компаса никто иные, как племена майя, приводя в доказательство тот факт, что в Эквадоре был найден прообраз магнитной стрелки – магнитный стержень. Самый первый прибор для определения сторон света был невероятно прост: в кусочек пробки втыкали магнитную иглу и опускали эту конструкцию в чашу с водой, которая впоследствии получила название «котелок компаса». Иногда кусочек тростника или соломинки служили заменой пробки. Но даже такое простое изобретение принесло мореходам невероятные преимущества. Стало возможным отправляться в дальние морские странствия и не думать о том, что, возможно, уже не сможешь вернуться к родному берегу. Однако были и определенные неудобства: нередко во время путешествия вода выливалась из котелка, да и показания иглы не всегда были точными. Моряки осознавали, что изобретение еще не открыло миру всех своих возможностей. Только спустя шесть веков придумали компас, который работал без воды, благодаря прикрепленной к стрелке картушке. Кружок небольшого диаметра, выполненный из материала, не взаимодействующего с магнитом, вместе с магнитной стрелкой подвешивали на тонкий кончик вертикальной иглы. Сверху рисовали четыре основных направления: Зюйд, Вест, Норд, Ост. Создатели строго следили, чтобы Норд точно совпадал с северным краем, на который указывает кончик стрелки. Пространство между главными румбами разделяли на равные части. Картушка оказалась несложной конструкцией и прекрасной идеей. Наиболее искусно компас изготавливали в России на рубеже XVII и XVIII века. Круглая коробочка из моржовой кости диаметром в 5 сантиметров, хранилась первыми российскими мореплавателями – поморами в кожаном мешочке на поясе. Прибор был укреплен костяной шпилькой и имел плотную крышку, которая предотвращала от повреждений во время передвижения. Существует такой специально обученный человек – девиатор, задача которого является уничтожение девиации. Следуя его командам, корабль движется по разным курсам, а специалист перемещает магниты и шары так, чтобы уменьшить влияние судового железа на показания компаса. В итоге, девиатор оставляет специальную таблицу поправок магнитного компаса, которую штурман обязан учитывать.
Автор:Гаврилюк Владимир
Источник: http://marinecrew.info | |
Просмотров: 1390 | Рейтинг: 0.0/0 |