Среда, 19.12.2018, 10:59
Приветствую Вас, Гость | RSS
ФОРУМЫ
Основное
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
МОРЯКУ
МОРЯЧКЕ
Форма входа

СТАТИСТИКА
Главная » Статьи » Палуба, мостик » Навигация

Определение направлений в море
Зная положение истинного меридиана наблюдателя, т.е. направления на географические (истинные) полюса Земли (Nи и -Sи, мы можем определить направление на любой предмет, расположенный на земной поверхности. Для этого надо лишь измерить угол, заключенный между нордовой частью линии истинного меридиана и линией на предмет.

Узнать величину этого угла можно с помощью компаса и пеленгатора. Но беда в том, что стрелка магнитного компаса под действием сил земного магнетизма располагается не в плоскости истинного меридиана, а в плоскости магнитного меридиана и указывает направления на магнитные полюса Земли (Nм и Sм).


Угол, заключенный между направлениями на норд истинный и норд магнитный, называется магнитным склонением и обозначается буквой d. Склонение может быть остовым и иметь знак плюс, если магнитный меридиан отклонился от истинного к востоку, и вестовым (знак минус), если отклонение к западу. Магнитное склонение - важный элемент в кораблевождении, поэтому оно указывается на морских навигационных картах.


С течением времени магнитные полюса меняют свое положение. Величина годового изменения склонения в различных точках земной поверхности колеблется от О до 0,3°. Это явление делает необходимым при расчете истинных направлений вводить поправки на указанное на карте склонение, т. е. приводить его к году плавания в данном районе моря.


Кроме действия сил земного магнетизма, на стрелку магнитного компаса влияют силы магнитного поля самого корабля, в результате чего она отклоняется от плоскости магнитного меридиана и располагается в плоскости своего компасного меридиана. Угол, заключенный между плоскостью магнитного меридиана и плоскостью компасного меридиана, называется девиацией. Она обозначается буквой греческого алфавита d(дельта). Если стрелка магнитного компаса отклонится к востоку от магнитного меридиана —девиация называется остовой и имеет знак плюс, если отклонится к западу - называется вестовой и имеет знак минус. Девиация магнитного компаса, зависит от курса корабля.


Для того чтобы компас стал надежным указателем направлений в море, производят компенсацию девиации, после чего определяют ее остаточное значение на восьми курсах (N, NOst, Ost, SOst, S, SW, W и NW) и рассчитывают таблицу девиации.


Алгебраическая сумма значений склонения и девиации составляет общую поправку компаса, которая обозначается символом D к. Общая поправка также может быть остовой и иметь знак плюс или вестовой, и иметь знак минус. Общую поправку компаса, склонение и девиацию связывают следующие выражения:


D к =d + d ; d = D к - d ; d = D к - d.


При расчете общей поправки компаса склонение снимают с карты и приводят к году плавания, а девиацию выбирают из таблицы девиации на компасный курс.


В практике кораблевождения приходится иметь дело с курсом корабля и пеленгом.


Курсом корабля называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и диаметральной плоскостью корабля.


Пеленгом называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и линией, указывающей на предмет.



Курсы и пеленги отсчитываются от нордовой части меридиана по часовой стрелке от 0 до 360° и могут иметь наименование истинных (ИК, ИП), магнитных (МК, МП) и компасных (КК, КП)..


Направление, отличающееся от истинного (магнитного, компасного) пеленга на 180°, называется обратным истинным (магнитным, компасным) пеленгом и обозначается соответственно ОИП, ОМП, ОКП.


На морской карте всегда прокладываются истинные направления, а рулевому для удержания корабля на истинном курсе рассчитывается и задается компасный курс. Поэтому очень важно знать величины и знаки склонения и девиации, уметь правильно переходить от компасных направлении к истинным и обратно. Переход от компасных направлений к истинным называется исправлением румбов, а переход от истинных направлении к компасным—переводом румбов. Для перевода и исправления румбов существуют следующие формулы:


ИК = КК + D к и КК = ИК - D к


Чтобы проложить на карте пеленги, снятые по компасу, их надо исправить обшей поправкой компаса, действующей на курсе, которым шел корабль в момент взятия пеленгов:



ИП = КП + D к ; КП = ИП - D к



Перевод и исправление румбов считается очень ответственной работой судоводителя, поэтому ее следует выполнять со всей тщательностью, небрежность и ошибка в расчете могут привести к навигационной аварии. Чтобы избежать возможных ошибок в знаках d и d при расчете по приведенным формулам, судоводителю для наглядности рекомендуется производить графическое построение.


Существует и другой способ указания направления — от линии курса корабля. Угол между диаметраль ной плоскостью корабля и линией, направленной на предмет, называется курсовым углом (У К). Он считывается до 180° вправо и влево от носа корабля, который в этом случае принимается за 0°. Указывая направлении на какой-либо предмет, называют борт и число градусов, например: "Справа 30 — белая пирамида” илки"Слева 25 — плавающий предмет” и т. п.


ИП = ИК + КУ п. б. (правого борта);

ИП = ИК — КУ л. б. (левого борта).


http://seaman-sea.ru

Категория: Навигация | Добавил: Люлека (16.10.2013)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЫ В КОНТАКТЕ
МЫ В ОДНОКЛАССНИК.
Поиск судна
Наши песни
ПОГОДА
ВХОД В СОЦ.СЕТИ
Поиск
Добро пожаловать на форум
Конструктор сайтов - uCoz